18.08.17 вступил в силу закон о необоснованной налоговой выгоде. Запрет создавать схемы по уходу от налогов теперь прямо прописан в Налоговом кодексе РФ.

И хотя формулировки закона удачными назвать сложно, ключевой момент таков: если на проверке выяснится, что Ваш контрагент не выполнял или не мог выполнить обязательства по договору, компания не сможет претендовать на применение налоговых вычетов и учет расходов по такой сделке.

Это значит, что вопрос о проверке благонадежности контрагентов стоит как никогда остро.

Советуем на каждого крупного контрагента (как поставщика, так и покупателя) составлять подробное досье – папку с доказательствами того, что фирма выбрана не случайно.

Несмотря на обещания ФНС, обнародование данных обо всех компаниях (о численности, доходах и расходах, уплаченных налогах и т.д.) отложили еще на один год. Но уже сейчас в арсенале налогоплательщиков множество бесплатных ресурсов, облегчающих проверку контрагентов.

Итак, рассмотрим алгоритм проверки контрагента.

01. Запрашиваем копии учредительных документов.

02. Получаем выписку из ЕГРЮЛ (на сайте ФНС России).

03. На официальном сайте ФНС России убеждаемся, что контрагент:

04. Удостоверяемся, что контрагент не находится на стадии ликвидации, реорганизации, уменьшения уставного капитала и не исключен из ЕГРЮЛ. Узнать это можно на сайте«Вестника государственной регистрации».
Если компания признана недействующей и ее ожидает исключение из ЕГРЮЛ – найдете ее в этом черном списке.

05. На сайте (fedresurs.ru) проверяем информацию:

  • о членстве в СРО;
  • о лицензиях (получение, приостановление, аннулирование);
  • о заключенных договорах лизинга;
  • о результатах обязательного аудита;
  • о выдаче независимой гарантии;
  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) и т.д.

06. Анализируем госзакупки с участием контрагента на сайте.

Дополнительно удостоверяемся, что контрагент не попал в реестр недобросовестных поставщиков на сайте.

01. Запрашиваем у контрагента заверенные копии документов:

  • приказ о приеме на работу по форме Т-1 либо о вступлении руководителя в должность;
  • протокол общего собрания участников (акционеров) либо заседания совета директоров (наблюдательного совета) с решением о назначении руководителя;
  • доверенность, если документы подписывает не руководитель, а иное лицо;
  • банковская карточка, в которой приведен образец подписи руководителя;
  • паспорт лица, подписывающего договор.

02. Проверяем действительность паспорта представителя. Сделать это можно на сайте ФМС РФ (fms.gov.ru).

01. Запрашиваем у контрагента копию договора аренды офиса, завода и т.п., бухгалтерские документы (годовая бухгалтерская отчетность);

02. Запрашиваем у контрагента сведения о наличии трудовых и материальных ресурсов.

Дополнительно можно включить в контракт обязательство о письменном согласовании кандидатуры субисполнителей (субподрядчиков); о представлении списка работников, задействованных в Вашем проекте.

Если речь идет о строительстве и проектировании – убеждаемся, что в штате контрагента состоят специалисты, включенные в национальные реестры строителей и проектировщиков.

03. Фотографируем вывеску офиса контрагента.

04. Храним визитки (резонный вопрос – зачем компании визитки, если она «однодневка»?).

05. Храним всю деловую переписку с контрагентом (коммерческие предложения, заявки, претензионная переписка), в том числе электронную.

06. Оцениваем сайт контрагента, сохраняем скриншоты.

07. Проверяем, не приостановлены ли операции по счетам контрагента на сайте nalog.ru.

01. Смотрим, есть ли у контрагента непогашенные долги (на сайте ФССП РФ).

02. Запрашиваем рекомендательные письма.

03. Ищем отзывы в интернете, рекламу. Сохраняем письма, скриншоты.

04. Сравниваем условия контрагента с другими предложениями (помимо привлекательной цены контрагент может предложить более быстрые сроки доставки, рассрочку, уникальный ассортимент и т.д.). Сохраняем документы (включая коммерческие предложения других компаний).

05. Выясняем, участвует ли контрагент в судебных разбирательствах (для этого пригодится картотека арбитражных дел).

В завершение проведенного анализа составляем служебную записку с обоснованием выбора контрагента. Прикладываем все документы и скриншоты с сайтов.

Следуя этим рекомендациям, Вам будет, что ответить проверяющим.

Как проверить контрагента
Гузель Валеева
Старший партнер
g.valeeva@anpzenit.ru