Оптимизация налогов и противодействие ей похожи на гонку вооружений. В моменте преимущество у налогоплательщика — он придумывает способы оптимизации, а налоговый орган еще не знает, как с ними бороться.

Но у налогового органа есть преимущество: он проверяет то, что было четыре года назад. Например, к концу 2022-го налогоплательщики получат акты проверки за 2018–2020-е. За четыре года налоговый орган учится выявлять и разоблачать такие способы.

В своем авторском блоге старший партнер АНП Зенит, адвокат Дамир Низамов, рассказывает, как не попасть бизнесу в ловушку страстного желания оптимизации налогов, и дает советы, чтобы сохранить свое дело и не платить «за того парня».


Приведу несколько примеров, как предприниматели пострадали от излишней предприимчивости в части желания оптимизировать налоги.

Предприниматель из Марий Эл зарегистрировался по месту жительства и встал на налоговый учет в Удмуртии. В результате этого ставка налога УСН для него уменьшилась с 6% до 1% от выручки. Налоговики установили, что предприниматель реально никуда не переезжал и фиктивно сменил адрес. Раньше на такое не обращали внимания, но тут обратили. К моменту проверки у налогового органа уже появилась методика выявления и доказывания таких фактов, которой раньше не было. Отсюда вывод: если вам предлагают способ оптимизации из разряда «все так делают» или даже какой-то «эксклюзивный», задумайтесь, будет ли он безопасным через четыре года.

Другой пример. Предприниматель, поработав три года на ООО, решил продать его и создать новое. По рекомендации знакомых он нашел людей, которые переписали его долю в ООО на себя за небольшое вознаграждение. Дальше судьбу этого ООО предприниматель не отслеживал. Как это часто бывает с такими обществами, его новые хозяева переоформили по такой же схеме еще 50 компаний и провели реорганизацию — соединили все компании в одну. Налоговый орган провел проверку и доначислил налоги. С нового ООО взыскать ничего не смогли, поэтому налоговики подали на банкротство, а потом потребовали привлечь первоначального учредителя — незадачливого предпринимателя — к субсидиарной ответственности.

К сожалению, налоговые органы не всегда ищут всех действительных нарушителей. Чаще идут к тем, у кого есть что взыскать.

Неплательщики закрывают фирмы, а более крупные компании (которые не могут себе позволить просто закрыться и открыть новое юрлицо) расплачиваются за них. Этого можно избежать, если при выборе контрагентов ориентироваться не только на коммерческие условия (цена, срок, знакомство с директором), но и уделять внимание налоговой безопасности.

Сформируйте привычку всегда задаваться вопросом: как мы докажем, что мы покажем, если придут проверяющие?

К примеру, вы генподрядчик, нанимаете субподрядчика, но не согласовываете его с заказчиком, хотя в договоре прописана такая обязанность. Ни в одном строительном журнале нет упоминания о субподрядчике, все акты скрытых работ подписаны вашим прорабом. Объект режимный, а пропуска только на своих работников и технику. Объяснить, как нашли субподрядчика и почему выбрали именно его, не можете. Это классический пример скелетов прошлых налоговых периодов для строителей.

Как правило, выездной проверке предшествует предложение добровольно доплатить налоги. Это не значит, что каждую просьбу надо выполнять, но важно адекватно оценить выгоды и риски.

Для этого проводится налоговый комплаенс — аналог выездной налоговой проверки, по итогам которой у собственника есть понимание зон риска, потенциального размера доначислений и возможностей их снижения.

 

Если вы попали под выездную проверку, каждое ваше действие должно быть выверено. Это тема для отдельного разговора — что и как делать и чего не делать.

Как минимум нужно назначить одного ответственного за коммуникации с налоговым органом, фиксировать все запросы и ответы, по каждому запросу понимать, для чего он, что хочет доказать налоговый орган и как ваши действия усложнят или упростят работу налоговому органу.

Даже когда налоговый орган собрал «железобетонные» доказательства недобросовестности вашего контрагента, еще не все потеряно.

Многие слышали о «налоговой реконструкции», но не все понимают, что это такое. Упрощенно реконструкция означает, что налог должен быть уплачен в том размере, как если бы договоры были заключены с теми контрагентами, которые реально поставляли товары, выполняли работы и т. д. В случае незаконного дробления бизнеса реконструкция — это расчет налогов так, как если бы существовала одна объединенная компания, а не несколько раздробленных.

Зачастую налоговый орган признает фиктивными договоры налогоплательщиков с подрядчиками. Это обосновывается тем, что подрядчики имеют признаки однодневок, не имели штата, техники и т. д. Налоговый орган доначисляет НДС и налог на прибыль, как будто работ вообще не было. Но разве это справедливо, если работы реально выполнены, пусть и другими лицами? Чтобы справедливо рассчитать налог, и нужна налоговая реконструкция, и ей надо пользоваться.

По нашему наблюдению, акты выездной налоговой проверки в большинстве случаев раздуты. Как иначе объяснить, что строительной компании (реальный пример) с годовой выручкой в 100 млн рублей доначисляют с пенями и штрафами 75 млн рублей? Убирают 80% поставок материала. А как тогда строили? Под подозрение попали даже живые подрядчики — со штатом, техникой, репутацией. Ведь есть объективные пределы рентабельности, отраслевой налоговой нагрузки.

Справедливости ради надо сказать, что вышестоящие налоговые органы не стараются плодить заведомо проигрышные споры. Поэтому на досудебной стадии иногда удается отбить значительную часть доначислений. Для этого важно уже на этапе подготовки возражений грамотно обосновать свою позицию и собрать доказательственную базу.

Вместе с решением по проверке налоговый орган часто накладывает обеспечительные меры, включая арест банковского счета. Надо ли говорить, какие последствия это может иметь для бизнеса.

Налогоплательщик вправе ходатайствовать о наложении ареста на иное имущество, помимо банковского счета, но этого имущества должно быть достаточно для покрытия доначислений. Крайне важно продумать это заранее, чтобы арест счета не стал неприятной неожиданностью.

Налоговые органы не заинтересованы доводить дело до банкротства, для них лучше добровольное погашение. Задача налогоплательщика — сделать все, чтобы не платить «за того парня», не переплатить там, где сумму можно снизить, и не оказаться в ситуации, когда у налогового органа в силу закона нет других опций, кроме блокировки счета.

АНП Зенит — одна из немногих компаний, которая имеет успешный опыт защиты интересов клиентов в Конституционном суде РФ и Верховном суде РФ, авторитет среди профессионалов подтверждается более 8 тыс. подписчиков профильного телеграм-канала по налоговым спорам.

Подробнее на «БИЗНЕС Online».

20 ноября 2022