Манипулировать ценами стало опаснее


Несмотря на действие правил трансфертного ценообразования, на практике весьма распространены случаи контроля цен территориальными инспекциями, непосредственно в ходе выездных налоговых проверок.

Мы уже писали об подобном деле в одной из рассылок.
И вот в конце июля Верховный Суд РФ рассмотрел похожее дело, но теперь не в пользу компании.

Дело обстояло так. Торговый центр «Минаевский» продал объекты недвижимости. Цены сделок при этом были в 30, 116 и 230 раз ниже рыночной. В дальнейшем покупатели сдавали спорные объекты в аренду, применяя упрощенную систему налогообложения (УСН).

Доказав взаимозависимость компаний (совпадали руководители и учредители), налоговый орган квалифицировал действия компании как направленные на занижение доходов и дальнейшее дробление бизнеса с целью применения льготной системы налогообложения.

Верховный Суд РФ поддержал налоговый орган, указав на возможность территориальных
инспекций в отдельных случаях обходить запрет на проверку рыночности цен по неконтролируемым сделкам:

Существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций может иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налогового проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды, в частности, указанные в пункте 3 постановления №53.

Таким образом, в рассматриваемом деле именно многократное отклонение цены от рыночной сыграло с налогоплательщиком злую шутку.

Тем не менее, подход суда (сама возможность контроля рыночности цен по неконтролируемым сделкам) вызывает обоснованные опасения. Ведь четкие критерии для оценки «существенности и выраженности» отклонения цены в настоящее время законодательно либо на уровне высшей судебной инстанции не заданы, а значит – любое отклонение может повлечь претензии налоговых органов.

И потом, такой подход ставит в более выгодное положение компании с контролируемыми сделками, поскольку их будет проверять центральный аппарат ФНС по закрепленным в Налоговом кодексе РФ методам и с предоставлением гарантий, установленных в разделе V.I НК РФ.

Очевидно, вопрос заслуживает внимания Конституционного Суда РФ


1 сентября 2016