Управленческий учет

Что такое управленческий учет?

Управленческий учет – это «внутренний» учет организации, который включает в себя всю бизнес-аналитику, необходимую руководству для принятия решений и формирования стратегии развития бизнеса, а также является поставщиком информации для осуществления эффективного управления бизнесом. Он играет одну из ключевых ролей в управлении, так как представляет наиболее полную информацию о деятельности и финансовом состоянии компании.

Управленческий учет - это:

  • Понятная логически объяснимая система экономических показателей.
  • Оценка активов предприятия в соответствии с экономической деятельностью предприятия.
  • Оценка как количественных, так и качественных показателей.
  • Учет объектов по разным показателям.
  • Возможность моделирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Цель управленческого учета

Основная цель управленческого учета заключается в предоставлении руководству компании наиболее полезной структурированной информации, которая собирается и анализируется в оперативном режиме и должна содержать весь комплекс фактических, плановых и прогнозных данных о деятельности предприятия и всех его структурных единиц.

Еще одним преимуществом управленческого учета является то, что он в хорошем смысле слова «развязывает» руки у компании и в отличии от бухгалтерского и налогового учета, может быть выстроен по принципу «КАК НАДО МНЕ», а не контролирующим органам в лице налоговой службы, банка или Минфина.

Чем управленческий учет отличается от бухгалтерского или налогового учета?

    • 01.
      Конечный потребитель информации.
Данные бухгалтерского учета используются для оценки деятельности компании за прошлые периоды как руководством/собственником компании, так и третьими лицами (аудиторами, налоговыми инспекторами, инвесторами). Данные управленческого учета предназначены только для руководителя для планирования деятельности.

    • 02.
      Стандарты, правила, требования.
Бухгалтерский учет строго регламентирован. Разработаны и внедрены обязательные для всех предприятий правила бухгалтерского учета, методические рекомендации, международные стандарты (МСФО) и т.д. Управленческий учет более гибкий. Так как целью управленческого учета является предоставление необходимой руководству информации, то руководство и определяет как строить управленческий учет. Специальный правил, требований и стандартов для управленческого учета не существует.

Что есть в управленческом учете и нет в бухгалтерском?

  • У вас есть интуитивное понимание что происходит с вашим бизнесом. Но нет цифр для подтверждения этой интуиции?

    Управленческий учет выстраивает систему понятных и измеримых показателей, по ним в дальнейшем вы отслеживаете изменения.

    Принципы ведения бухгалтерского учета одинаковы для предприятий различных отраслей деятельности. Но каждое предприятие, даже в рамках одной отрасли, - это живой уникальный организм, со своим уникальным «ДНК». Если бы все предприятия были одинаковые, то они были бы такими же успешными как Amazon, Apple, Google и так далее. Так чем же они отличаются? Великолепно выстроенным управленческим учетом и экономико-математической моделью экономики предприятия. Это и позволяет успешным компаниям быть успешнее других.

    • У вас есть имущество, которое амортизируется и по истечении определенного времени будет списано с баланса, но фактически имущество никуда не девается?

      Так как же быть тогда с учетом этого имущества, когда оно уже списано? На этот вопрос тоже отвечает управленческий учет.
  • Как оценить качество продукции, услуг, если у вас есть только цена продажи и цена покупки или производства? Никак. Но есть решение – управленческий учет качественных характеристик.

  • У вас есть объект, например, транспорт. По бухгалтерскому учет у него есть стоимость, и затраты на этот транспорт.

    Но как оценить его эффективность? Какие показатели должны быть? Опять же – управленческий учет даст вам ответ
  • Сейчас изменения в экономике происходят очень быстро. А что будет, если вы примете такое-то решение? Какая будет ситуация на вашем предприятии? Довериться интуиции или выстроить экономическую модель функционирования вашего предприятия? А в дальнейшем изменять определенные ключевые данные или показатели – и увидеть, что произойдет с вашей прибылью через месяц-два-полгода? Не это ли решение лучше, чем слепо довериться интуиции? И на помощь опять нам приходит управленческий учет.

Какие задачи можно решить с помощью управленческого учета?

  • 01.
    Оценка текущего состояния бизнеса;
  • 02.
    Управление и корректировка текущего функционирования бизнеса;
  • 03.
    Моделирование бизнеса при принятии определенных решений;
  • 04.
    Принятие решения о будущем бизнеса;
  • 05.
    Осуществление дополнительных инвестиций

Как можно применить управленческий учет?

Давайте рассмотрим на условном примере.

Предположим, у нас есть производственное перерабатывающее предприятие продуктов питания. Также имеются собственные розничные магазины. Автотранспортное предприятие. Сельхозпроизводитель продукции. Кафе, рестораны.

Таким образом, все предприятия существуют в одной экономической модели в целях получения конечной прибыли.

Для начала выстраиваем экономическую модель предприятия.

Все направления бизнеса в этой модели могут приобретать и реализовывать свою продукцию / услуги как внутри группы, так и внешним контрагентам.

Затем ответим на вопросы (перечень не исчерпывающий):

  • Что производить выгоднее?
  • Какие объемы производить?
  • Какая должна быть наценка?
  • Какое качество удовлетворительное?
  • Покупать на стороне или внутри группы?
  • Содержать собственные магазины или нет? Транспорт собственный или аутсорсинг?
  • И в целом – какие направления бизнеса развивать, какие наиболее прибыльные?

Что делать, если кризис?

Одни предприятия в кризис не только выживают, но и становятся успешнее во время кризиса.

Что отличает эти предприятия от других?

  • 01.
    Наличие поставленного управленческого учета, позволяющего моделировать возможные ситуации (стресс-тесты);
  • 02.
    Наличие разработанного плана действий на время кризиса и сразу после его преодоления;
  • 03.
    Наличие резервов, сформированных за счет ожидания кризиса и его возможных последствий.
У таких предприятий уже есть ответы на вопросы:

  • Что делать с сотрудниками?
  • Что делать с бизнесом?
  • Что будет, если увеличить продажи?
  • Что будет, если продавать что-то другое?
  • Что будет, если изменить сферу деятельности бизнеса?
  • Что будет, если купить конкурента?
  • Что будет, если закрыть бизнес?

Специалисты АНП Зенит помогут Вашему предприятию в постановке управленческого учета.