Налоговая проверяет покупателей


Если поставщик окажется фирмой-однодневкой – жди проблем с налоговой. Об этом, думаю, знают все налогоплательщики. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, компании запрашивают весомый пакет документов, «пробивают» контрагентов в открытых и платных базах. Крупные компании, у которых число поставщиков может исчисляться тысячами, создают для такой проверки специальные отделы.

А вот проверкой своих покупателей занимаются немногие. И зря: в последнее время участились претензии налоговиков к покупателям. Показательным примером является дело Нижнекамскнефтехим.

В ходе выездной налоговой проверки за 2011-2013гг. инспекция пришла к выводу, что компания продавала продукцию (абсорбент марки А-5, смола пирролизная) по заниженной цене компаниям-однодневкам. В результате прохождения через цепочку перепродавцов цена сырья увеличивалась вдвое. Полученная разница обналичивалась либо выводилась за рубеж. Компанию обвинили в занижении выручки и доначислили в общей сложности свыше 800 млн. руб. налогов, пеней и штрафов.

Абстрагируясь от качества самих доказательств инспекции (которое оставляет желать лучшего – уж очень много в них домыслов и допущений), рассмотрим, каким аргументам налоговой инспекции вняли суды.

Помимо стандартных признаков фирм-однодневок у покупателей (небольшая численность, низкая налоговая нагрузка, регистрация компаний по несуществующим либо массовым адресам, отказ руководителей и учредителей от причастности к компании, последующая реорганизация/ исключение из ЕГРЮЛ и пр.) инспекция привела следующие доводы:

  • спорные компании выступали единственными покупателями сырья (причем каждый год покупатель менялся);
  • отгрузка сырья осуществлялась железнодорожным транспортом завода напрямую конечным грузополучателям;
  • сертификаты качества выписывались также на конечных грузополучателей;
  • конечные грузополучатели в ходе допроса рассказали о невозможности закупать сырье напрямую у завода («напрямую работать невозможно, завод диктует свои условия, под которые нереально подстроиться», «поиск продавца абсорбента А-5 осуществлялся через отдел сбыта завода. ООО «Химические технологии» писало письмо в ОАО «Нижнекамскнефтехим» о необходимости поставки определенного товара, на что получало ответ — через какую организацию можно приобрести данный товар»);
  • проверку покупателей сотрудники службы безопасности проводили формально (собственники помещений, в которые выезжали безопасники завода, отрицали как нахождение спорных компаний, так и встречу с сотрудниками завода; имелись неточности в названиях компаний и датах в документах, и т.д.).

Доводы завода о рыночности цен (были представлены четыре экспертизы), об отсутствии доказательств подконтрольности однодневок самому заводу, о реальности хозяйственных взаимоотношений с покупателями (представлены реестры передачи корреспонденции своим контрагентам через курьеров, детализации телефонных соединений с номерами контрагентов) суды отклонили.

К слову, точка в деле на данный момент не поставлена. Еще до рассмотрения дела в кассации компания подала заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Совет. Внимательно проверьте всех покупателей. Риск претензий есть, даже если первый контрагент в цепочке – реальная компания, но однодневки выявлены на дальнейших стадиях. В случае, если товар перепродается через посредников (трейдеров) – позаботьтесь о деловой цели (отличной от экономии на налогах). К примеру, отсутствие собственной торговой сети, экономия на торговых издержках и т.д.


11 сентября 2017