Как проверить контрагента


Традиционно категория налоговых споров по так называемым «фирмам-однодневкам» занимает первое место по частоте рассмотрения в судах. И в обязательном порядке встает вопрос о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности.

Проблема в том, что  нигде (законодательно либо на уровне высшей судебной инстанции) не закреплен полный перечень мероприятий и действий, при совершении которых можно было бы однозначно сказать — действительно, налогоплательщик предпринял все возможные и разумные действия по проверке контрагента.

И если лет пять назад достаточно было запросить учредительные документы поставщика (Устав, выписку из ЕГРЮЛ, решение о создании), то сейчас этим никого не удивишь. Акцент смещается на доказывание реальности хозяйственных операций и обоснование выбора контрагента.

Даже добросовестные налогоплательщики рискуют оказаться под ударом. В связи с этим советуем на каждого контрагента (и поставщика, и заказчика) составлять подробное досье – папку с доказательствами того, что фирма выбрана не случайно.

Помочь подготовить такое досье вам поможет наша инфографика «Досье на контрагента» и эта пошаговая инструкция:

Шаг 1. Проверяем регистрацию контрагента
1. Запрашиваем копии учредительных документов.
2. Получаем выписку из ЕГРЮЛ (на сайте ФНС России).
3. На официальном сайте ФНС России убеждаемся, что контрагент:

Сохраняем скриншоты.
4.  На сайте (fedresurs.ru) проверяем информацию:

  • о членстве в СРО;
  • о лицензиях (получение, приостановление, аннулирование);
  • о результатах обязательного аудита;
  • о выдаче независимой гарантии;
  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. Удостоверяемся, что контрагент не находится на стадии ликвидации, реорганизации, уменьшения уставного капитала и не исключен из ЕГРЮЛ. Узнать это можно на сайте «Вестника государственной регистрации». Сохраняем скриншоты.

6. Если контрагент является участником государственных и муниципальных закупок, проверяем его по реестру недобросовестных поставщиков на сайте rnp.fas.gov.ru.

7. Направляем запрос в налоговый орган. Сохраняем запрос с доказательствами вручения инспекции; ответ инспекции (при наличии).

Шаг 2. Проверяем полномочия представителя.
1.Запрашиваем у контрагента заверенные копии документов:
1) приказ о приеме на работу по форме Т-1 либо о вступлении руководителя в должность;
2) протокол общего собрания участников (акционеров) либо заседания совета директоров (наблюдательного совета) с решением о назначении руководителя;
3) доверенность, если документы подписывает не руководитель, а иное лицо;
4) банковская карточка, в которой приведен образец подписи руководителя;
5) паспорт лица, подписывающего договор;

2. Проверяем действительность паспорта представителя. Сделать это можно на сайте ФМС РФ (services.fms.gov.ru). Сохраняем скриншот.

Шаг 3. Проверяем, действующий контрагент или нет.
1. Запрашиваем у контрагента копию договора аренды офиса, завода и т.п.;бухгалтерские документы (годовая бухгалтерская отчетность).
2. На сайте ФНС России проверяем сведения о деятельности компании за прошедший год (с 01.07.2016 перечисленные сведения появятся в открытом доступе):

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов;
  • сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности;
  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

3. Фотографируем вывеску офиса контрагента.
4. Храним визитки (резонный вопрос – зачем компании визитки, если она «однодневка»?).
5. Храним всю переписку с контрагентом (коммерческие предложения, заявки, претензионная переписка), в том числе электронную.
6. Оцениваем сайт контрагента. Есть – уже хорошо. Если на нем периодически публикуются новости компании, происходят какие-либо изменения – еще лучше. Сохраняем скриншоты.
7. Проверяем, не приостановлены ли операции по счетам контрагента на сайте service.nalog.ru. Сохраняем скриншот.

Шаг 4. Оцениваем деловую репутацию контрагента.
1. Смотрим, есть ли у контрагента непогашенные долги (на сайте ФССП РФ). Сохраняем скриншот.
2. Запрашиваем рекомендательные письма. Ищем отзывы в интернете, рекламу. Сохраняем письма, скриншоты.
3. Сравниваем условия контрагента с другими предложениями (помимо привлекательной цены контрагент может предложить более быстрые сроки доставки, рассрочку, уникальный ассортимент и т.д.). Сохраняем документы (включая коммерческие предложения других компаний).
4. Выясняем, участвует ли контрагент в судебных разбирательствах (для этого пригодится картотека арбитражных дел). Сохраняем копии судебных решений.

Эти шаги помогут Вам сохранить репутацию добросовестного налогоплательщика.
Разумеется, это не означает, что нужно перестроить бизнес-процессы и тратить все свое время  на проверку контрагентов. Как правило, большую часть этой работы Вы и раньше проделывали перед заключением сделок. Теперь необходимо собирать всю информацию воедино и хранить в виде досье.

О разъяснениях ФНС России, в которых ведомство ориентирует налоговые органы уйти от формальных доначислений, читайте в нашей статье Однодневки: экспертиза подписи — еще не повод для доначислений.

Внимательно относитесь к выбору контрагента.
Начните проверку с официальных сайтов и сервисов. Уже на этом этапе Вы сможете снять маску с недобросовестного контрагента и отказаться от взаимоотношений с ним.
Если принято решение работать с контрагентом — составляйте досье.

Если следовать этим рекомендациям, при возникновении спорной ситуации Вам будет, что ответить контролирующим органам.

Спокойных Вам проверок!


5 ноября 2015