18.08.17 вступает в силу закон о необоснованной налоговой выгоде. Запрет создавать схемы по уходу от налогов теперь прямо прописан в Налоговом кодексе РФ.

И хотя формулировки закона удачными назвать сложно, ключевой момент таков: если на проверке выяснится, что Ваш контрагент не выполнял или не мог выполнить обязательства по договору, компания не сможет претендовать на применение налоговых вычетов и учет расходов по такой сделке.

Это значит, что вопрос о проверке благонадежности контрагентов стоит как никогда остро.

Советуем на каждого крупного контрагента (как поставщика, так и покупателя) составлять подробное досье – папку с доказательствами того, что фирма выбрана не случайно.

Несмотря на обещания ФНС, обнародование данных обо всех компаниях (о численности, доходах и расходах, уплаченных налогах и т.д.) отложили еще на один год. Но уже сейчас в арсенале налогоплательщиков множество бесплатных ресурсов, облегчающих проверку контрагентов.

Появился даже бот в Telegram – @egrul_bot. Достаточно ввести ИНН — и он соберет ключевую информацию о контрагенте, сформирует выписку из ЕГРЮЛ, предупредит, если компания находится по адресу «массовой регистрации» или в реестре недобросовестных поставщиков.


Итак, рассмотрим алгоритм проверки контрагента.

Шаг 1. Проверяем регистрацию контрагента

  1. Запрашиваем копии учредительных документов.
  2. Получаем выписку из ЕГРЮЛ (на сайте ФНС России).
  3. На официальном сайте ФНС России убеждаемся, что контрагент:
  1. Удостоверяемся, что контрагент не находится на стадии ликвидации, реорганизации, уменьшения уставного капитала и не исключен из ЕГРЮЛ. Узнать это можно на сайте «Вестника государственной регистрации».

Если компания признана недействующей и ее ожидает исключение из ЕГРЮЛ – найдете ее в этом черном списке.

  1. На сайте fedresurs.ru проверяем информацию:
  • о членстве в СРО;
  • о лицензиях (получение, приостановление, аннулирование);
  • о заключенных договорах лизинга;
  • о результатах обязательного аудита;
  • о выдаче независимой гарантии;
  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) и т.д.
  1. Анализируем госзакупки с участием контрагента на сайте.

Такой анализ помог нам в одном деле обосновать причину выбора субподрядчика. Дело в том, что на момент заключения контракта компания имела весомый портфель исполненных госзаказов, в том числе в пользу таких серьезных структур, как Управление делами Президента, МВД и ФТС. В таких условиях сомневаться в добросовестности контрагента либо в наличии разрешений и технических ресурсов для выполнения не приходится. Инспекция отменила доначисления.

Дополнительно удостоверяемся, что контрагент не попал в реестр недобросовестных поставщиков на сайте.


Шаг 2. Проверяем полномочия представителя.

  1. Запрашиваем у контрагента заверенные копии документов:
  • приказ о приеме на работу по форме Т-1 либо о вступлении руководителя в должность;
  • протокол общего собрания участников (акционеров) либо заседания совета директоров (наблюдательного совета) с решением о назначении руководителя;
  • доверенность, если документы подписывает не руководитель, а иное лицо;
  • банковская карточка, в которой приведен образец подписи руководителя;
  • паспорт лица, подписывающего договор.
  1. Проверяем действительность паспорта представителя. Сделать это можно на сайте ФМС РФ (fms.gov.ru).

Шаг 3. Проверяем, действующий контрагент или нет.

  1. Запрашиваем у контрагента копию договора аренды офиса, завода, склада и т.п., бухгалтерские документы (годовая бухгалтерская отчетность). В рамках услуги «Проверка контрагента» мы дополнительно выезжаем по адресу регистрации контрагента, осматриваем помещения, фотографируем вывески и опрашиваем соседних арендаторов.Ведь, к примеру, в большом офисном центре может свободно разместиться и все 50 компаний. А вот регистрация контрагента в разрушенном или несуществующем здании, пусть и не попавшем в список «массовых» адресов, резко увеличивает риск претензий налоговых органов.
  2. Запрашиваем у контрагента сведения о наличии трудовых и материальных ресурсов.

Дополнительно можно включить в контракт обязательство о письменном согласовании кандидатуры субисполнителей (субподрядчиков); о представлении списка работников, задействованных в Вашем проекте.

Если речь идет о строительстве и проектировании – убеждаемся, что в штате контрагента состоят специалисты, включенные в национальные реестры строителей и проектировщиков.

Был у нас показательный случай. Для обслуживания системы видеонаблюдения и пожаротушения налогоплательщик привлек специализированную организацию. Каждый месяц здание обслуживали порядка 10 сотрудников. Но на проверке выяснилось, что официально в организации трудоустроен лишь один директор. Инспекция усомнилась в реальности работ. К счастью, сохранились списки сотрудников обслуживающей организации, которые подавались для прохода через КПП. Мы нашли этих людей, и в ходе допроса они подтвердили, что выполняли работы. Налоговая вынесла решение в нашу пользу.

  1. Храним визитки (резонный вопрос – зачем компании визитки, если она «однодневка»?).
  2. Храним всю деловую переписку с контрагентом (коммерческие предложения, заявки, претензионная переписка), в том числе электронную.
  3. Оцениваем сайт контрагента, сохраняем скриншоты.
  4. Проверяем, не приостановлены ли операции по счетам контрагента на сайте nalog.ru.

 

Шаг 4. Оцениваем деловую репутацию контрагента.

  1. Смотрим, есть ли у контрагента непогашенные долги (на сайтеФССП РФ).
  2. Запрашиваем рекомендательные письма.
  3. Ищем отзывы в интернете, рекламу. Сохраняем письма, скриншоты.
  4. Сравниваем условия контрагента с другими предложениями (помимо привлекательной цены контрагент может предложить более быстрые сроки доставки, рассрочку, уникальный ассортимент и т.д.). Сохраняем документы (включая коммерческие предложения других компаний).
  5. Выясняем, участвует ли контрагент в судебных разбирательствах (для этого пригодится картотека арбитражных дел).

В одном деле налоговики усомнились в реальности арендатора налогоплательщика. Но мы выяснили, что арендатор проводил дорогостоящий ремонт и даже просудился со подрядчиками из-за нарушения сроков сдачи работ. Какая уж тут однодневка.

В завершение проведенного анализа составляем служебную записку с обоснованием выбора контрагента. Прикладываем все документы и скриншоты с сайтов.


Рекомендуем адаптировать алгоритм под специфику Вашей компании и оформить его в виде внутреннего документа – Положения (стандарта) проверки контрагентов.

Следуя этим рекомендациям, Вам будет, что ответить проверяющим.


13 августа 2017