Прошедшее в начале месяца заседание Совета по предпринимательству стало богатым на интересные заявления, главным генератором которых стал президент РТ Рустам Минниханов. Одной из обсуждаемых тем форума стало снижение ставки упрощенной системы налогообложения (УСН). Какой будет оптимальная ставка? К какому экономическому эффекту приведет такая инициатива? В чем ее недостатки? На эти вопросы в своей авторской колонке для Реального времени ответили Юлия Заздравная и Гузель Валеева.

«Дорога должна быть двусторонней»

91adcd80aa92a986

«Дорога должна быть двусторонней, — рассуждал Рустам Минниханов на втором расширенном заседании Совета по предпринимательству о балансе между возможностью снижения налогов и социальной ответственностью бизнеса. — Если обезличенно давать какие-то льготы, никакой пользы не будет. Мы каким образом будем содержать садики, больницы, социальную инфраструктуру муниципалитетов?»

Совет по предпринимательству – уникальная площадка, созданная по инициативе Р.Н. Минниханова. Благодаря бизнес-омбудсмену республики, Совет по-настоящему заработал и стал эффективным инструментом решения проблем бизнеса и улучшения деловой среды. Это не та история, когда раз в месяц грустные люди в костюмах собираются «поговорить» и после подписания протокола заседания расходятся с чувством выполненного долга.

Инициаторами создания рабочих групп выступают предприниматели. Каждый может вынести на общее обсуждение волнующий вопрос и совместно с представителями власти и экспертами выработать варианты решения проблемы. Итоги работы групп предприниматели докладывают непосредственно президенту республики, и поэтому многие вопросы решаются прямо на месте.

Одним из вопросов, поднятым на последнем расширенном заседании Совета, было снижение в Татарстане ставки УСН с объектом «доходы». Инициатива выдвинута в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 232-ФЗ, который расширил права регионов и позволил властям субъектов снижать по своему усмотрению ставку налога с 6 до 1%. На сегодняшний день этим правом воспользовались 33 субъекта страны, опустив ставку в среднем до 3-4% для отдельных видов деятельности.

Приведет ли снижение ставки УСН до 3% к экономическому чуду?

«Дорога должна быть двусторонней, — рассуждал Рустам Минниханов на заседании Совета по предпринимательству о балансе между возможностью снижения налогов и социальной ответственностью бизнеса». Фото Олега Тихонова

Рабочая группа совета изначально планировала предложить снижение ставки до 1% для всех «упрощенцев» с объектом «доходы», но в процессе обсуждения решили остановиться на 3% для 6 направлений бизнеса, особенно требующих развития и стимулирования и отмеченных в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года:

  • текстильное производство;
  • производство одежды; выделка и крашение меха;
  • производство машин и оборудования;
  • деятельность туристических агентств;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • деятельность в области спорта, отдыха и развлечений.

В качестве эффекта от принятия налогового послабления инициаторами названы развитие этих сфер, увеличение оборотов за счет высвободившихся денежных средств, а также расширение официального рынка труда.

Приведет ли снижение ставки УСН до 3% к экономическому чуду?

Рабочая группа совета выделила 6 направлений бизнеса, особенно требующих развития и стимулирования. Фото uspehrt.ru

Копейка, вложенная в развитие

Давайте разберемся, насколько эффективной может быть эта налоговая льгота на самом деле.

Кто выбирает УСН с объектом «доходы»? Это небольшие компании с оборотом до 79,74 млн руб./год (с 2017 года лимит увеличен до 120 млн руб./год). Причем это высокорентабельные компании. Нехитрые вычисления показывают, что применять ставку 6% выгодно тем, чьи расходы составляют не более 40% от доходов. Если доля расходов выше, то целесообразнее применять УСН с объектом «доходы минус расходы» со ставкой 10%.

Допустим, компания получит максимально возможный доход по УСН – 120 млн руб./год. Предположим, расходы составят указанные 40% от дохода (48 млн руб.). Это означает, что чистая прибыль компании будет равна 64,8 млн руб. (120 – 48) – 120*6%). Неплохой источник для капиталовложений. По сравнению с этой суммой потенциальная экономия от снижения ставки УСН до 3% (120 млн.руб.*3%=3,6 млн руб.) совсем незначительна.

С другой стороны, как справедливо отметил Рустам Нургалиевич, для предпринимателя каждая копейка важна.

Важна, если вкладывается в развитие. Но если бы предприниматели инвестировали свою прибыль в развитие, как это и предполагалось, им было бы выгоднее применять УСН с объектом «доходы минус расходы». Ведь покупка дополнительного оборудования, площадей, развитие технологий, увеличение заработной платы – все это может быть учтено в расходах и снижать налогооблагаемую базу. Если предприниматели все же остаются на объекте «доходы», то либо они изначально просчитались и выбрали невыгодный для себя режим, либо намерения вкладывать в развитие нет и было.

Приведет ли снижение ставки УСН до 3% к экономическому чуду?

Все мы знаем, что причинами зарплат «в конвертах» является высокие ставки так называемых «зарплатных налогов». Фото nalog.ru

Приятный бонус, но не эффективная поддержка

Результаты зарубежных исследований подтверждают эту мысль – высвобождающиеся от подобных налоговых льгот деньги чаще всего не инвестируются в бизнес, а попросту «проедаются». Соответственно, ни к какому экономическому всплеску это не приводит.

Говорить о социальном эффекте тоже не приходится.

Все мы знаем, что причинами зарплат «в конвертах» являются высокие ставки так называемых «зарплатных налогов» — страховых взносов и НДФЛ, составляющие 43% от фонда оплаты труда. Поэтому снижения только ставки по УСН без снижения зарплатных налогов будет явно недостаточно для того, чтобы стимулировать предпринимателей «обелять» заработные платы и создавать новые рабочие места.

Таким образом, эффект от снижения ставки УСН вовсе не очевиден. Кроме того, не нужно питать иллюзий по поводу решающего влияния снижения ставки на развитие малого бизнеса. Административные барьеры, жесткие проверки, дорогие кредиты – все это накладывает куда более жесткие ограничения.

Давайте будем честны перед собой. В данном случае эти 3% от дохода, безусловно, стали бы приятным бонусом, широким жестом государства, но никак не эффективной поддержкой и причиной «экономического чуда». Хотя нельзя не признать, что такой знак внимания был бы воспринят бизнесом с благодарностью и воодушевлением и, возможно, сам по себе уже мог бы стимулировать на развитие и увеличение оборотов.


Источник :http://realnoevremya.ru/today/40266


22 августа 2016